18 Октября 2021 г. Понедельник



Собрание депутатов Ненецкого автономного округа
 
07 октября 2021 года, 15:13 МСК

В Собрании депутатов рассмотрели тарифы на коммунальные услуги и энергоресурсы в НАО


Вопрос обсудили на заседании комиссии по экономической политике и бюджету.

В преддверии рассмотрения проекта окружного бюджета на площадке Собрания депутатов в рамках комиссии запланировано проведение заседаний по отдельным вопросам, в их числе – субсидии юрлицам, строительство социальных объектов, обеспечение чистой водой, авиаперевозки по межмуниципальным и межрегиональным рейсам.

На заседании 7 октября речь шла об обеспечении доступности коммунальных услуг, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями.

В начале заседания председатель комиссии Наталья Кардакова напомнила, что с середины октября депутатский корпус приступит к рассмотрению проекта бюджета на ближайшие три года. «От финансирования Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО зависит качество жизни жителей НАО, так как в полномочиях данного департамента находятся все услуги по жизнеобеспечению, - подчеркнула депутат. – На подпрограмму «Обеспечение доступности коммунальных услуг» в 2021 году заложено 1,4 млрд, требуется еще порядка 200 млн рублей. Суммы очень значительные, необходимо информировать население о себестоимости услуг, о тарифах, которые оплачивает население, сколько выплачивается из окружного бюджета ресурсоснабжающим организациям в целях доступности коммунальных услуг жителям, проживающим на Крайнем Севере».

Кардакова в.jpg

Начальник Управления по государственному регулированию цен (тарифов) округа Сергей Андрианов отметил, что тарифы на коммунальные ресурсы в отличие от жилищных услуг, оказываемых управляющими компания, являются регулируемыми.

«Согласно статьи 157 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения указанной платы, - пояснил С.Андрианов. - Правительство ежегодно, до расчета тарифов, определяет максимальный индекс увеличения тарифов. На текущий 2021 год для Ненецкого автономного округа он утвержден в размере 3,8%, предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям действует в размере 2,4%, на следующий год предполагается сохранение указанных индексов. Тарифы на коммунальные услуги для населения утверждаются с учетом данных ограничений по росту».

Руководитель профильного ведомства подчеркнул, что рост тарифов для населения законодательно ограничен, вместе с этим стоимость производства коммунальных услуг существенно растет, обгоняя общую, статистическую инфляцию, растет в цене топливо, материалы, ужесточаются требования к качеству услуг.

«Выручка от оказания коммунальных услуг населению не компенсирует всех необходимых расходов. Соблюдение предельных индексов платы граждан за коммунальные услуги требует существенных расходов окружного бюджета, - рассказал С. Андриянов. Например, на селе все тарифы Севержилкомсервиса в сфере теплоснабжения льготные, субсидируются из окружного бюджета. Тарифы утверждены в разрезе населенных пунктов от 1300 до 1470 рублей за 1 Гкал, реальная стоимость производства тепловой энергии составляет более 16 тыс. рублей за 1 Гкал. Доля оплаты данной услуги населением составляет менее 10%».

2.jpg

По словам исполняющего обязанности руководителя Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Павла Масюкова, из предусмотренных в 2021 году на возмещение разницы по регулируемым тарифам 1,6 млрд рублей большая часть этих средств – 87 % или 1,35 млрд рублей приходится на субсидирование услуг для сельских поселений: «На 1 жителя села из окружного бюджета на предоставление субсидий предусмотрено 10 тыс. рублей в месяц. На сегодняшний день уже предоставлено 1,1 млрд рублей на регулирование тарифов, из которых 670 млн рублей – на электроэнергию».

По мнению Сергея Андриянова, несмотря на расходы окружного бюджета более миллиарда рублей на субсидирование тарифов, коммунальные услуги продолжают оставаться существенной статьей расходов бюджета каждой семьи: «Наша общая задача – остановить рост тарифов и субсидий, одних мер регулирования здесь недостаточно. Необходим комплексный подход, новые технологические решения, а также нормативные и управленческие решения».

Сергей Андриянов считает, что правила определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) затрат не обеспечивают необходимую мотивацию руководства и собственников предприятий по оптимизации подконтрольных расходов. Убытки для государственных и муниципальных предприятий не являются определяющими для оценки качества управления, приоритет – готовность к отопительному сезону и безаварийное обеспечение оказания услуг. «Стимулом может выступить установление взаимосвязи для административно-управленческого персонала предприятий показателей премирования от достижения целевых значений по снижению подконтрольных расходов в планах финансово-хозяйственной деятельности», - высказал мнение руководитель ведомства.

С ним согласны и депутаты окружного Собрания. Вице-спикер Матвей Чупров обратил внимание руководства Заполярного района на вывоз ТКО из сел в Нарьян-Мар. «Год назад при принятии бюджета на этот год шло острое обсуждение тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов из сел округа. Было обещано опробовать мусоросжигающую установку в Неси и в случае положительного результата распространить этот опыт во всех крупных селах, что позволит значительно сократить расходы на транспортировку мусора. В этом году мы снова предусматриваем огромные средства на ТКО, хотя эти десятки миллионов можно было бы потратить на другие важные направления. Необходимо в корне менять подход», - высказался М. Чупров.

Чупров в.jpg

Фото: Алексей Орлов

Председатель комиссии Наталья Кардакова поддержала коллегу, отметив, что невозможно бесконечно увеличивать расходы, нужно искать способы оптимизации: «Можно изучить опыт соседних северных регионов. По получению софинансирования из федерального бюджета. Есть и другие способы снизить затраты ресурсоснабжающих организаций».

Александр Чурсанов предложил рассмотреть вопрос о сортировке мусора, возможно, объем мусора будет меньше, соответственно, и расходы снизятся.

Вице-спикер окружного Собрания Максим Арбузов считает необходимым возобновить работу с федеральным центром по изменению сроков вывоза ТКО – не раз в 11 месяцев, а реже, что тоже значительно уменьшит затраты окружного бюджета.

По итогам обсуждения рекомендовано Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа совместно с Администрациями города и Заполярного района разработать комплекс мероприятий по снижению себестоимости коммунальных услуг.



Вернуться назад