21 Октября 2019 г. Понедельник



Собрание депутатов Ненецкого автономного округа
 
25 апреля 2012 года, МСК

Сенатор Игорь Кошин принял участие в парламентских слушаниях на тему «Правовое обеспечение государственного регулирования развития и использования Северного морского пути»


Законопроект о Северном морском пути (СМП) обсудили члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы 24 апреля на парламентских слушаниях, в том числе с участием представителей других органов власти и северных регионов. Слушания провел Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера под председательством первого заместителя его руководителя Александра Матвеева.



Сенатор сообщил, что в экспертном сообществе законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» вызвал неоднозначную реакцию. Прежде всего, потому, что «рассматривает СМП не как исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию Российской Федерации, а как просто акваторию». Кроме того, споры вызывают положения, согласно которым границы Северного морского пути предоставлено определять решением правительства, а не самим законом, а также положение об Арктическом сборе, которое «ударит по российским перевозчикам и удорожит северный завоз». Александр Матвеев, говоря о позиции Комитета Совета Федерации, заявил, что необходимо четко прописать в законе статус СМП, а также положение об Администрации СМП. Такую государственную организацию предполагается создать согласно данному документу.

О том, какие поправки, в том числе и Совета Федерации, были учтены к вынесению законопроекта на второе чтение в ГосДуме, собравшихся экспертов проинформировал заместитель начальника Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев. Он сообщил, что граница СМП будет установлена в самом законе, а не правительством. Также документ возрождает федеральное государственное учреждение Администрация Северного морского пути. У него будут административные функции по организации ледокольной и лоцманской проводке, обеспечению радиосвязи, руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения морских акваторий, организации поиска и спасения, гидрографическое обеспечение. Виталий Клюев отметил, что на работу Администрации Минфин готов изыскать в бюджете 27 миллионов рублей. Это снимает вопрос о необходимости корабельного сбора, введение которого вызывает возражения у перевозчиков грузов. Кроме того, согласно Конвенции ООН по морскому праву, не может быть никаких ограничений судоходства, отметил докладчик, судно любой страны может пользоваться акваториями бесплатно. В этой связи он высказал собственное мнение, что создание СМП не слишком выгодно, поскольку Россия будет вынуждена обеспечивать транзитные иностранные суда связью, работой метеорологических и гидрографических служб, и службами спасения, не получая платы, как это следует из международной Конвенции. Этот тезис представителя Минтранса вызвал дискуссию среди экспертов. Отмечалось, что вне зависимости от того, будут ли свободно пользоваться другие страны Северным морским путем или нет, в первую очередь, он нужен России, и развивать его и инфраструктуру все равно придется.

Участники дискуссии отмечали, что способствовать большему контролю России за проходом через СМП могут ужесточения правил соблюдения экологических норм, строгость регламента по «доведению судов до ледоходного состояния», требования к квалификации команды и ее навыкам работы в северных широтах и многое другое. Отдельно обсуждался вопрос о возможности введения законодательно правила обязательного ледокольного сопровождения и использования специального гидрометеообслуживания, а также обязательных правил страховки судов и их спасения.

«Наша задача при подготовке и принятию законопроекта о Северном морском пути состоит не только в том, чтобы регламентировать его статус и создать предпосылки для дальнейшего развития СМП. Нам также нужно защитить интересы России в условиях особого положения акваторий Северного Ледовитого океана, Арктика, мы знаем, интернациональна, а ведь Путь пролегает вдоль наших границ», - сказал член Совета Федерации Федерального Собрания России Игорь Кошин. – «Для Ненецкого округа развитие Северного морского пути имеет огромное значение, поскольку он проходит всей северной границы субъекта, планируем создать крупные производственные объекты на берегах Баренцева, Печорского и Карского морей. Нам также интересен вопрос о создании Администрации СМП – у нас есть все шансы «попасть» в сеть государственного учреждения, возможно, получить возможность строить станции технического обслуживания за судами, идущими по Пути, контролировать их движение на своем участке. Все это – новые рабочие места для жителей Ненецкого округа, диверсификация нашей экономики».

Итогом дискуссии стали рекомендации парламентских слушаний «Правовое обеспечение государственного регулирования развития и использования Северного морского пути» Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации.


Вернуться назад