19 Января 2021 г. Вторник



Собрание депутатов Ненецкого автономного округа
 
29 октября 2020 года, 14:32 МСК

В окружном Собрании обсудили совершенствование тарифной политики в сфере ЖКХ


Решение о проведении отдельного совещания с участием Управления по государственному регулированию цен (тарифов) и представителей ресурсоснабжающих предприятий было принято в июне этого года на заседании комиссии по экономической политике и бюджету.


Председатель профильной комиссии регионального парламента Наталья Кардакова в начале совещания отметила, что вопросов по тарифам возникает много. «Рост тарифов ЖКХ вызывает серьезное беспокойство. Из окружного бюджета выделяются значительные финансовые средства на субсидирование тарифов. В 2019 году направлено 1,2 млрд рублей на эти цели, в этом году потребуется уже порядка 1,4 млрд рублей», - заметила Н. Кардакова.

В окружном бюджете предусмотрены субсидии юридическим лицам на электроэнергию, тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, на горячую, холодную воду (включая подвоз холодной воды), водоотведение (включая очистку сточных вод, поступающих децентрализовано), транспортировку сточных вод для населения, на твердое топливо и на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Участники совещания отметили значительный рост расходов окружного бюджета на эти цели – с 926 млн рублей в 2016 году до 1,4 млрд рублей в 2020 году. Начальник Управления по государственному регулированию цен (тарифов) округа Сергей Андриянов рассказал, что в структуре себестоимости производства коммунальных услуг наибольший вес имеют расходы на персонал и топливо – 32 и 31 процент соответственно. «Стоит отметить, что часть затрат ресурсоснабжающие компании могут контролировать – количество сотрудников, ремонты, но часть не зависит от них – например, амортизация или налоги, - подчеркнул руководитель ведомства. – Кроме того, изменение инфраструктуры бюджетных учреждений и потребительского поведения населения увеличивает объемы оказываемых услуг, в первую очередь электрической энергии на селе. Это оказывает существенное влияние на расходы окружного бюджета. За последние 10 лет при сокращении постоянно проживающего населения Заполярного района объем потребления электроэнергии вырос более чем на треть – с 8,7 млн кВт/ч до 11,4 млн кВт/ч».

Сергей Андриянов отметил, что при проведении экспертизы тарифных предложений предприятий ведомство проводит корректировку до экономически обоснованного уровня затрат. «В среднем, заявки компаний урезаются на 20-30 процентов. Например, Севержилкомсервис в декабре 2019 года при предоставлении материалов о планируемых расходах в сфере электроснабжения обосновывал рост тарифов со второго полугодия 2020 года до 101,18 руб./кВтч. Утвержденный же Управлением размер экономически обоснованного тарифа составил 46,56 руб./кВтч, данный уровень признан обоснованным», - рассказал С. Андриянов.

Рост тарифов этого муниципального предприятия уже неоднократно становился темой для дискуссии окружных законодателей. Тариф Севержилкомсервиса на электроэнергию для прочих потребителей (без НДС) в 2020 году по сравнению с 2016 годом вырос почти вдвое – с 28,9 рублей до 46,5 рублей.

По словам руководителя профильного ведомства постоянным фактором роста расходов на производство электрической энергии является увеличение затрат на ГСМ. «Стоимость 1 тонны дизельного топлива с учетом транспортировки выросла за последние 4 года на 35% с 50,5 тыс. рублей до 67,9 тыс. рублей. В структуре себестоимости электроэнергии в 2020 году затраты на топливо Севержилокомсервиса составляют почти 50%, к примеру, в 2010 году доля данных расходов составляла 30%», - пояснил Сергей Андриянов. Одним из путей снижения зависимости от дорогостоящих ресурсов при выработке электрической энергии, по мнению ведомства, является замещение классических дизельных электростанций в удаленных пунктах округа гибридными энергосистемами на базе ветрогенераторов с замещением дизельной генерации от 30% до 70%, что способно на треть уменьшить расход топлива.


Также депутаты обратили внимание на рост тарифа на тепловую энергию. По словам С. Андриянова, в 2016 году повышение тарифа связано с передачей котельных и персонала от окружных учреждений департаментов образования и здравоохранения в управление Севержилкомсервиса. Средняя себестоимость производства 1 Гкал тепловой энергии непосредственно в бюджетных учреждениях в 2015 году составляла более 27 тыс. рублей, высокие расходы были вызваны незначительным объемом производства тепла при необходимости содержания штата производственного и обслуживающего персонала.

Мероприятия, реализованные предприятием по оптимизации структуры и автоматизации теплоснабжения полученных объектов, в том числе с применением автономных теплогенерирующих установок на жидком топливе, позволили с 2017 по 2019 год планомерно снизить тариф до 14 тыс. рублей без НДС.

Как пояснил руководитель ведомства, в 2020 году ситуация изменилась, рост цен на ГСМ в совокупности с исключением полномочий Управления по регулированию тарифов в отношении «монопотребителей» - подключения единственного потребителя к источнику тепловой энергии вызвал существенный рост тарифов. Организации-монопотребители столкнулись с необходимостью заключать договоры теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон.

«Управление предлагает инициировать внесение изменений в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ, и предусмотреть право главы субъекта Российской Федерации, территория которого полностью или частично находится в Арктической зоны РФ, сохранять регулирование тарифов в отношении «монопотребителей», - озвучил предложение С. Андриянов.

Заместитель главы Администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» по общим вопросам Андрей Мухин рассказал о принимаемых мерах по снижению расходов организаций в сфере ЖКХ, в том числе по оптимизации расходов на приобретение топлива. «В этом году изменена схема северного завоза. Всё необходимое завез единственный поставщик – Ненецкая нефтяная компания, что позволило снизить затраты на 20 %, - отметил А.Мухин. При этом он отметил, что основная проблема в том, что для выполнения принятых обязательств Севержилкомсервис берет кредиты в банках, соответственно это влияет на тарифы. В качестве решения Андрей Мухин предложил рассмотреть вопрос об обращении в федеральный центр о финансировании перевозок ГСМ либо о предоставлении предприятиям беспроцентного займа по закупкам.

В ходе обсуждения депутаты высказали свои предложения и замечания. Александр Чурсанов говорил о проведения энергоаудита: «Необходимо выявить источники нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии, поскольку в рабочих поездках по деревням наблюдал открытые теплотрассы». Наталья Кардакова в очередной раз предложила разработать программу комплексного развития сельских территорий, с учетом которой можно рассчитывать на федеральные деньги.

Обращаясь к представителям профильных органов власти и ресурсоснабжающих предприятий, спикер регионального парламента Александр Лутовинов подчеркнул, что важно как можно скорее принимать конкретные меры. «Средств окружного бюджета на субсидирование услуг ЖКХ тратится всё больше и больше. Какие нужно провести мероприятия и какие есть резервы, чтобы затормозить рост тарифов? Сейчас мы приступаем к обсуждению бюджета на три года, он сложный, ищем пути по оптимизации расходов, поэтому необходимо понять насколько объективны затраты и принять меры по их снижению», - сказал председатель окружного Собрания.

Андрей Попов поддержал коллегу и попросил представить информацию о проведенных мероприятиях по снижению тарифов, в том числе финансовые показатели, и что планируется сделать в ближайшее время.

Вице-спикер Максим Арбузов предложил создать рабочую группу, чтобы по каждому виду субсидий провести анализ и подготовить конкретные предложения.

Наталья Кардакова в комментариях региональным журналистам отметила, что в 2020 году из 1,4 млрд рублей 50% - это субсидии за электроэнергию: «В 2019 году было запланировано субсидий в размере 1 млрд 200 млн рублей, В основном, наибольшие затраты по тарифам в Севержилкомсервисе, там электроэнергия за 1кВт в час составляет более 50 рублей. Разумеется, для населения, сельхозпроизводителей, малого и среднего бизнеса это очень высокий тариф, поэтому идет возмещение части затрат из окружного бюджета. Сегодня с учетом непростых экономических условий необходимо искать новые возможности по снижению тарифов. По итогам совещания депутаты рекомендовали профильным ведомствам и предприятиям комплексно подходить к решению этого вопроса. В декабре мы планируем провести повторное совещание».



Вернуться назад